Добро пожаловать на официальный сайт школы №17 г. Ачинска

ТЕМА : «Библейские мотивы в творчестве поэтов и писателей»

Выполнила: Краус Светлана, 10 класс

Руководитель: Раева Надежда Егоровна

Настоящая работа выполнена в русле культурологического подхода к изучению темы.

Объект исследования – библейские мотивы в творчестве поэтов и писателей.

Материалом исследования являются следующие произведения:

Державин Г.Р. «Бог»;

Жуковский В.А. «Певец во стане русских воинов»;

Пушкин А.С. «Борис Годунов», «Молитва»;

Лермонтов М.Ю. «Молитва», «Ночь,1», «Ангел», «Исповедь»,

«Я не для ангелов и рая»,

«Герой нашего времени»,

«Ветка Палестины»;

«Когда волнуется желтеющая нива»,

Достоевский Ф.М. «Идиот», «Братья Карамазовы»,

«Преступление и наказание».

 

Целью работы является необходимость проанализировать особенности раскрытия библейской темы в литературе. Настоящая цель определила постановку следующих задач:

- проанализировать, насколько широко представлена тема в литературе;

- выяснить, какой авторской идее служат библейские образы;

- познакомиться с некоторыми библейскими заповедями, использующимися

в произведениях с воспитательной целью;

- показать особенности подхода к теме у разных писателей.

 

В работе использованы компонентный метод и метод контекстуального и комбинаторного анализа. Прошедшие тысячелетия показали, что последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа будут вечно терзать сердца и умы и писателей, и всех вообще людей, сколько бы поколений ни пришло в этот мир.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что в разные времена художники слова по – разному подходили к проблеме, но все в итоге утверждали ее актуальность: М. Ломоносов восхищался величием Творца, В. Жуковский верил в хранительную Божью волю, А. Пушкин ценил православную духовность, М. Лермонтова волновали вопросы веры и Божьего суда, Ф. Достоевский интересовался духовным воскрешением личности.

Как показало исследование, на протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для всех великих книг христианского мира, для всех его писателей - и апологетических, и критических, и мистифицирующих, и даже извращающих этот Первоисточник христианского реализма. И очень печально, что мы, народ той самой страны, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», - мы плохо знаем и книги Нового Завета, и еще хуже, почти совсем не знаем те вычеркнутые из нашей духовной истории прекрасные книги, ту духовную литературу, что порождена неиссякающим Первоисточником. И пока высокая духовная литература не станет неотъемлемой частью нашего литературного образования в дополнение к нашей богатейшей светской, художественной литературе, до тех пор мы не можем встать на почве родной культуры обеими ногами. Пока этого не произошло, наше духовное самостояние непрочно, а способность к духовному возрождению – сомнительна. Мы должны, следовательно, изменить, обогащая, сам состав нашей литературной классики – и тогда она поможет измениться нам.

И отрадно, что современная литература пытается возродить христианские мотивы, ведь, по утверждению Ф. Достоевского, «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим. Это книга человечества».*

Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы с воспитательной целью и для расширения кругозора учащихся.

 

Сайт управляется системой uCoz